Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада
23 июня 2022
Адаптация– это приспособление организма к новым обстоятельствам, ответ на
новые для него условия. Адаптационный процесс включает биологическую адаптацию (изменение режима сна, питания, прогулок) и социальную (изменение привычной жизни ребёнка – новое помещение, незнакомые дети и взрослые, отсутствие родителей, невозможность в полной мере делать то, что хочется).
На его протекание влияют психофизиологические и личностные особенности ребёнка, особенности семейных отношений и воспитания.
Привыкание ребёнка к детскому саду может длиться от 20 до 60 дней. Если и к 60 дню ребёнок не привык – это тяжёлая адаптация, но в нашей практике такое бывает крайне редко. Обычно отмечается адаптация лёгкая и средней степени тяжести.
Вообще страх разлуки с мамой – это яркая эмоциональная реакция. Ребёнок в раннем возрасте познаёт мир на эмоционально-чувственном уровне и при разлуке с родителями испытывает глубокие переживания. Но разлука может тяжело переноситься не только ребёнком, но и его мамой. Такая мама сама провоцирует тревожность у ребёнка, болезненно расставаясь с ним, негативно относясь к педагогам и их требованиям.
Поэтому, чтобы не провоцировать страхи, родители должны сохранять спокойствие, быть доброжелательно настроены к воспитателю и детскому саду.
Приучение к детскому саду должно проходить постепенно. Нельзя сразу оставлять ребёнка на целый день. В первый день приходите на час, а затем в зависимости от состояния и поведения ребёнка время постепенно увеличивается. Здесь нужно прислушиваться к рекомендациям воспитателя, которые наблюдают вашего ребёнка во время его пребывания в группе. И, если, например, вы хотите оставить ребёнка на «тихий час», а воспитатель говорит, что вам ещё рано оставаться на сон, то есть смысл ради психического здоровья и благополучия ребёнка прислушаться к нему.
Для детей важна предсказуемость. Собираясь с утра в детский сад, проговаривайте ребёнку, что он будет делать в течение дня. Например: «Мы сейчас умоемся, позавтракаем и пойдём в детский сад. Там ты поиграешь, погуляешь, пообедаешь, поспишь, а потом я за тобой приду».
В раздевалке старайтесь долго не прощаться, потому что тем самым вы показываете малышу собственную неуверенность и нежелание отпускать его. Помните поговорку: «Долгие проводы – лишние слёзы». Иногда, вроде бы адаптировавшийся ребёнок начинает с утра капризничать и отказываться идти в детский сад, но, чаще всего, как показывает практика, приходя в группу, он быстро успокаивается, отвлекается на игры и о маме не вспоминает. Возможно, причиной каприза в данном случае является то, что ребёнок просто не выспался.
Не уходите «втихую», иначе ребёнок воспримет это как предательство и не будет вам доверять.
Лучше придумайте ритуал прощания (например, поцеловать, погладить по головке, спинке, потереться носиками и т. п.). Если ребёнку особенно трудно расставаться с мамой, пусть его приводит папа (бабушка, дедушка).
В период адаптации малышам разрешается приносить из дома мягкие или другие любимые игрушки. Они символизируют частичку дома для ребёнка, а мягкая игрушка дарит ребёнку успокоение, заменяя на время маму и тепло её объятий.
Успешной вам адаптации!
Воспитатель Шевелёва татьяна Викторовна
Свежие публикации данной категории
10 мая Участие родителей в творческом конкурсе поделок к 9 Мая, 2 младшая группа "Радуга"
10 мая "Мы помним, мы гордимся!"
10 мая "День Победы"
10 мая Тематическая неделя " День Победы" во 2 младшей группе "Радуга"
2 мая Вниманию родителей нового набора 2024-2025 учебного года
27 апреля "Профессии наших родителей"
27 апреля Мой папа - пожарный! Знакомство с профессиями родителей, 2 младшая группа "Радуга"
25 апреля Акция "Голубь - символ мира", 2 младшая группа "Радуга"
22 апреля Участие в Фестивале успешных практик «Педагогическая палитра»
22 апреля Берегите лес от пожара!